Статьи

Какие новостройки выиграли от открытий станций метро

В Москве совсем недавно – в сентябре - открылись четыре станции первой очереди Троицкой линии и станция Потапово Сокольнической ветки. Несомненно, это событие положительно повлияло на новостройки поблизости – они стали интереснее для покупателей. Но практически не подорожали, так как сложившаяся ситуация на рынке не способствует росту цен на квадратные метры.

О том, как открытие новых станций сказалось на транспортной ситуации в городе и на маршрутах москвичей, в том числе настоящих и будущих жителей близлежащих новостроек, редакция портала «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» поговорила с экспертами рынка недвижимости.

Итак, на сегодня открыто четыре станции Троицкой линии - «Новаторская», «Университет Дружбы Народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевская». Первые три станции находятся на территории «старой» Москвы и обслуживают юго-западные районы, в частности, Обручевский, Ломоносовский, проспект Вернадского, Коньково, Теплый стан. «Тютчевскую» построили у МКАД в поселке Мосрентген в Новой Москве.

И, как считают эксперты, наибольший эффект от работы Троицкой ветки мы почувствуем, когда полностью откроется первая очередь, не говоря уже о том, когда линия начнет функционировать целиком и метро придет туда, где его вообще никогда не было.

Тем не менее положительные последствия открытия новых станций уже очевидны. Районы, оказавшиеся в зоне влияния новых станций – деловые, студенческие, с активным и мобильным населением. И, по оценке Руслана Сырцова, в этих локациях изменился трафик - в частности, снизилась загрузка наземного общественного транспорта, курсирующего в секторе от Севастопольского проспекта до Вернадского. Кроме того, повысилась общая скорость передвижения по городу, уменьшились пробки. И, наконец, частично, разгрузились старые линии метро – Калужско-Рижская и Сокольническая.

Не тот момент для роста цен

Как пояснили наши комментаторы, особого влияния на цены расположившихся поблизости новостроек открывшиеся станции метро на сегодня не оказали. Хотя, как уточняет Анна Боим, коммерческий директор ГК «А101», от наличия станций метро рядом с девелоперским проектом на 10–15% растут или цена метра, или темпы продаж. Однако происходит это не в тот момент, когда станция открылась, а когда её начали строить. «Рынок реагирует именно на этой, ранней стадии. В случае новых станций на Троицкой ветке это уже произошло года два назад, когда начали эту ветку и Сокольническую тянуть дальше в Новую Москву» - заключает эксперт.

Ирина Доброхотова, основатель «Бест-Новострой» и bnMAP.pro, допускает, что на фоне приближения открытия станций цены в проекте могут вновь пойти в рост, но он будет незначительным или вовсе отсутствовать в проектах, где метро было поблизости, пусть и не в шаговой доступности. В проектах, где метро вовсе не было и улучшение условий жизни в связи с открытием будет существенным – рост цены на фоне открытия может достигать 5-10% в зависимости от того, насколько корректным было исходное ценообразование.

Но сегодня не тот момент. «Сейчас, когда рынок в части спроса не самый активный, а ипотека дорогая, такое повышение может нести определенные риски для продавца, - считает Ирина Доброхотова. - Вряд ли сейчас можно ожидать значимого подорожания: стоимость новостройки определяется не только близостью к метро, но и большим количеством других факторов. Рынок сейчас далеко не в стадии бурного роста, ипотека дорогая, ключевая ставка растет – а именно ипотечные сделки составляют весомое большинство при покупке новостроек».

А вот арендные ставки, скорее всего, повысятся. «Стоимость аренды квартир, расположенных непосредственно у метро, после открытия станций вырастет в среднем на 15-20%. На 5-10% подорожают арендные ставки на жилье в радиусе 2-3 км от новых станций. При этом, несмотря на удорожание, долгосрочная аренда в этих локациях точно станет востребованнее», - говорит Руслан Сырцов.

Первые четыре станции

Теперь приглядимся к открывшемуся отрезку Троицкой линии повнимательнее. Даже если бы ситуация на рынке новостроек была обычной, с нормальной ипотекой и стандартным спросом, новые станции вряд ли оказали бы заметное влияние на цены, так как находятся в районах, уже обеспеченных метро.

Но, безусловно, выбор удобных маршрутов для жителей прилегающих районов и кварталов стал шире. А некоторые новостройки оказались в пешей доступности от новых станций.

«Станция «Новаторская» дублирует существующую на БКЛ, а «Университет дружбы народов» – улучшает транспортное сообщение для студентов и сотрудников РУДН, но в целом там и до того трафик пассажиров делился между станциями «Беляево», «Юго-Западная» и частично «Тропарево», - комментирует Ирина Доброхотова («Бест-Новострой»). - Также в районе РУДН и прилегающих улиц развитая сеть маршрутов наземного транспорта. Таким образом, резидентам района и приезжим станет удобнее добираться, но вряд ли это повлечет сколько-то значимый рост цен».

В непосредственной близости от «Новаторской» новостроек нет, но в агентстве «Метриум» перечислили проекты, которые находятся от станции на некотором удалении (20-30 минут ходьбы). Это жилые комплексы бизнес-класса Prizma, Ever, «Afi Park Воронцовский» и премиальный проект «Архитектор».

В непосредственной близости от станции «Университет дружбы народов» (в 5 минутах пешком) расположен только один жилой комплекс – это проект Very на Миклухо-Маклая, а в получасе ходьбы – ЖК «Обручева, 30». Оба – проекты бизнес-класса.

«Станция «Улица генерала Тюленева» также увеличивает привлекательность района, создает дополнительные удобства для проживающих, но в целом сейчас большая часть будущих пассажиров этой станции пользуется станцией метро «Теплый Стан», - продолжает Ирина Доброхотова. - То есть серьезного влияния на цены на жилье в локации она не оказывает». А новостроек рядом со станцией нет.

Станция «Тютчевская», по мнению Ирины Доброхотовой, - существенное подспорье жителям локаций за МКАД, которые пользовались Калужским шоссе, чтобы добраться до «Теплого Стана». Они теперь смогут сокращать путь по автодороге и не въезжать внутрь МКАД, это уменьшит время в пути.

Станция «Тютчевская» в основном ориентирована на существующую застройку поселка Мосрентген. Но ею могут воспользоваться будущие жители новостроек, которые находятся от нее в транспортной доступности – крупных проектов «1-й Ясеневский» и Foreville.